Блажко Имя Сергея Николаевича Блажко хорошо известно далеко за пределами нашей страны. Родившись в глубокой провинции, он стал звездой мировой величины, причём не только в переносном, но и в прямом смысле: его имя увековечено в наименовании кратера на Луне и в названии малой планеты.

"Родился 17 ноября 1870 в местечке Хотимск бывшей Могилёвской губернии (Могилёвская обл., Республика Беларусь) в купеческой семье. Ребёнком Блажко был долгожданным, выстраданным. Родители даже ходили молиться о появлении детей в Сергиев Посад. А когда мальчик, наконец, родился, нарекли его Сергеем, в честь основателя обители Сергия Радонежского. Да и фамилия отца предрекала непростое будущее: скорее всего она происходит от старинного прозвища «благой», что по В.И. Далю означает «добрый, хороший, путный, полезный, добродетельный, доблестный». Мать его вскоре умерла. Отец женился вновь, новая супруга родила мужу еще троих сыновей."

Очевидцы утверждали: мачеха не делала различий между приёмным ребёнком и родными детьми.

В 1880 году Сергей Николаевич Блажко окончил Хотимское народное училище, в 1888 году – Смоленскую гимназию.

Дом Блажко

Дом С. Н. Блажко, 2008г.
г.п.Хотимск, ул. Комсомольская, д. 25

В 1888 г. он поступил на физико-математический факультет Московского университета и с этого времени, на протяжении почти семи десятилетий, вся его жизнь была связана с Московским университетом и университетской обсерваторией. Окончил он Императорский Московский университет в сентябре 1892 года по специальности «астроном» и был удостоен диплома 1-й степени. Его учителями в университете были известные профессора: Бредихин Ф.А., Цераский В.К., который и привлёк студента последнего курса Блажко С.Н. к фотометрическому наблюдению звёзд с помощью экваториальной камеры, созданной по идеям самого Цераского, а в 1894 году Цераский пригласил его на работу в качестве штатного ассистента Астрономической университетской обсерватории.

С весны 1895 года Блажко С.Н. – уже первый ассистент обсерватории, окончательно переезжает туда и всю свою последующую деятельность связывает с Московским университетом и университетской обсерваторией.

Работа С.Н. Блажко была посвящена исследованию переменных звёзд и практической астрономии.

Юноша из далёкого еврейского местечка Могилёвской губернии в 1910 году становится приват-доцентом кафедры астрономии и геодезии, а в 1918 году он уже профессор этой кафедры. Однако свою педагогическую деятельность Сергей Николаевич начинает раньше - в 1900 году на Высших женских курсах, в Народном университете им. Шанявского и на Педагогических курсах Общества воспитательниц и учительниц (весьма вероятно, что именно в этот период он знакомится с будущей спутницей жизни и женится, возможно, в 1910 году на Марии Ивановне (на фото)).

Он читал лекции в рабочих клубах, публиковал научно-популярные статьи, одной из которых стала прекрасно написанная биография Коперника. Сохранились воспоминания студентов механико-математического факультета МГУ, которым Блажко читал лекции по астрономии. Они отмечали, что говорил преподаватель «тихим, ровным голосом, несколько в нос», так, что слышали его «лишь первые ряды». Но педагогом при этом был отличным, хотя и «несколько педантичным». Многочисленные ученики отмечали его способность к установлению контакта, умение объяснить трудное, его деликатность – очень тактично он умел указать на заблуждение. Но самое главное, этот «внешне академически строгий, несмотря на детски добрые голубые глаза, человек мог предельно просто рассказать о самых сложных вещах». Он читал в университете курс «Общей астрономии», «Курс практической астрономии», «Курс сферической астрономии», «Курс общей астрофизики», «Курс практической астрофизики», рассказывал об «Успехах астрономии за последние десятилетия». Сергей Николаевич был великолепным практиком-наблюдателем, и своё редкое искусство щедро дарил ученикам. В Советском Союзе не было ни одного астрономического учреждения, в котором не работал бы хоть один из его учеников.

С.Н. Блажко проводил большую общественную и организаторскую работу. Он являлся членом Астрономического совета Академии наук СССР, членом редколлегии «Астрономического журнала», председателем Комиссии по присуждению премии имени Ф.А. Бредихина. Особо следует отметить, что в течение многих лет он являлся бессменным председателем Комиссии по изучению переменных звёзд при Астрономическом совете. Ряд лет С.Н. Блажко являлся председателем Московского общества любителей астрономии, а впоследствии был избран почётным членом Всесоюзного астрономо-геодезического общества и его московского отделения.

Умер С.Н. Блажко 11 февраля 1956 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Литература:

Образование

Стремясь дать одарённому ребёнку хорошее образование, родители С. Н. Блажко отдают сына в Хотимское народное училище в 1877 г, которое он заканчивает в 1880 г. Училище дало возможность подготовиться к вступительным экзаменам в Смоленскую гимназию, в которой он учится с 1880 по 1888 год. Восемнадцатилетним юношей в 1888 г. поступает на физико-математический факультет Московского университета и в 1892 г. успешно его заканчивает.

Хотимское народное училище

Хотимское народное училищеСправочно: известно, что в 1904 году в Хотимском народном училище обучалось 56 мальчиков и 17 девочек. В народном училище дети обучались три года и делились на младшую, среднюю и старшую группы. Здесь дети изучали Закон Божий, русский язык (чтение), славянское чтение (старославянский язык), арифметику, чистописание, пение, зачатки русской истории для старших учеников по рекомендованным темам, общие географические понятия (физическая и политическая география России). По поводу воспитательного влияния школы на учащихся директор народных училищ Могилевской губернии писал следующее: «сельские школы могут похвалиться примерным поведением и безукоризненной нравственностью своих учеников. Дети везде скромны, тихи и прямодушны».

Смоленская гимназия

Смоленская гимназияСправочно: Смоленская губернская гимназия являлась одним из старейших учреждений образования в Российской империи. Она была создана еще в XVIII веке и имела соответствующие традиции классического образования, которыми руководствовалась администрация гимназии в 1880-х годах. Это была пора больших перемен, происходивших в среднем образовании Российской Империи.

В 1871 году был утверждён новый устав гимназий и прогимназий.

Устав признавал лишь классические гимназии с двумя древними языками. Обучение длилось восемь лет, так как седьмой класс был двухгодичным. Согласно новому уставу основное значение придавалось изучению древних языков, исключалась естественная история, космография заменялась математической географией, шло уменьшение числа часов на чистописание, рисование, черчение, историю и Закон Божий. Вводилась логика. Была введена система классных наставников, на преподавателей были возложены воспитательные функции, одному преподавателю разрешалось вести разные предметы, директор и инспектор должны были вести предметные уроки в классах.

С 1875 года гимназия стала восьмилетней. Для наблюдения за учащимися был разрешен надзор полиции, а на квартирах у учащихся можно было делать обыски. Строго обязательным стало для учащихся посещение церкви и соблюдение всех церковных обрядов (постов, исповедей и т.д.).

В 1887 году вновь была повышена плата за обучение. 18 июня 1887 года специальный циркуляр министра просвещения И. Д. Делянова ограничил прием в гимназии детей низшего сословия, за исключением одаренных необыкновенными способностями. Был ограничен доступ евреев.

Эта реформа среднего образования, проведенная министром просвещения Д.А. Толстым, встретила резко отрицательное отношение общества, поскольку учебные планы были заимствованы в немецких газетах и, естественно, русский язык, словесность, история, а частично и Закон Божий оказались неоправданно отодвинутыми на второй план. Для преподавания древних языков были приглашены иностранцы, в основном немцы и чехи, которые не говорили по-русски. Вся система отношений гимназии и семьи сводилась к противопоставлению семьи и школы. Реформа проводилась очень жестко, что естественно возбудило в обществе всеобщую ненависть к школе.

Недостатки среднего образования были сформулированы в циркуляре министра народного просвещения Н. П. Боголепова от 8 июля 1899 года, где говорилось об отчужденности семьи от школы, невнимании к личным способностям учащихся, чрезмерной умственной работе учеников, несогласованности программ, плохом преподавании русского языка, русской истории и литературы, неправильном преподавании древних языков, плохой подготовке выпускников и неспособности их к учёбе в университетах и высших училищах.

Московский университет

Московский университетСправочно: Императорский Московский университет (ИМУ, в 1755—1917 годах) — старейший из университетов Российской империи, учреждённый 12 (23) января 1755 года указом императрицы Елизаветы Петровны «Об учреждении Московского университета и двух гимназий», согласно проекту, выработанному меценатом и вельможей И. И. Шуваловым при участии М. В. Ломоносова.

Московский университет был основан в составе трёх факультетов («базового» философского факультета и двух «высших» факультетов — юридического и медицинского) и десяти кафедр. Отличием Московского университета от классического европейского было отсутствие четвёртого — богословского, ибо было решено, что в России это дело Священного Синода, а не государственного учреждения.

Особенностью университета являлось наличие в его составе гимназии из двух отделений (для дворян и для разночинцев), учреждённой по мысли М. В. Ломоносова, чтобы обеспечить постоянный приток студентов в университет и дать им необходимую начальную подготовку для слушания лекций. В университете дворяне и разночинцы учились вместе. Наряду со своекоштными студентами в университете была введена категория казённокоштных студентов для выходцев из беднейших слоёв населения, давая им возможность получить высшее образование на полном государственном обеспечении. Для размещения дворян, желавших жить и учиться при университете, был основан Благородный пансион (1779), превратившийся (в конце XVIII — начале XIX вв.) в элитарное учебное заведение, воспитательная система которого послужила образцом при создании пансионов и лицеев в других городах России.