Михайловская церковь была построена в 1828 году на высоком древнем кургане в центре деревни Боханы (Хотимский район, Могилёвская область).
Построена из дерева. Над её высоким зданием возвышался позолоченный шарообразный купол с крестом. Над звонницей тоже был золочёный купол, но поменьше, а с правой стороны ещё один.
На звоннице – большой медный колокол, весом около одной тонны и пять колоколов меньшего размера. Самый маленький – 10-20 кг.
Размер церкви в длину – не менее 30-40, в ширину – около 20-25 метров.
Церковь имела три входа: центральный, с левой и правой сторон. Богатым было убранство церкви: иконы в дорогих окладах, вышитые набожники на образах, подсвечники, паникадило.
Территория вокруг храма была обнесена высокой деревянной оградой. Вокруг церковной ограды росла липовая аллея.
Долгое время священником в церкви служил Николай Михайлович Капаневич.
Церковный сторож и звонарь – Ковалёв Михей Михайлович.
Прихожанами храма были не только жители деревни Боханы, но и деревень Юзефовка, Павловка, Канава, Енополье. В 1899 году 3618 прихожан, церковной земли 41 десятина 851 кв. саж.
Церковно-приходская школа располагалась в приобретённом для неё доме. Учителем в 1888/1889 годах состоял сын священника Пантелеймон Брадовский, окончивший курс в духовном училище. Учащихся было 35 мальчиков.
В 1903/1904 годах учительствовала Екатерина Капаневич, жена священника Михайловской церкви Николая Михайловича Капаневича.
Во время безбожия (1930-е годы) церковь была закрыта. Помещение храма превратили в клуб. Перед войной использовали под склад. Во время оккупации в здании церкви была немецкая конюшня.
Практически вся церковная утварь оказалась утрачена.
Спасали церковные святыни: красивая икона в золочёном окладе попала к прихожанке Карыткиной Анисье Александровне. (Сейчас у внучки – Карыткиной (Андрейкиной) Людмилы Викторовны).
В семье Прохоренко Любови Андреевны до сего дня хранится церковный деревянный крест, с которым отпевают усопших.
В сентябре 1943 года Михайловская церковь была сожжена фашистами. К этому времени история православной святыни насчитывала 115 лет.
Онуфриевская церковь действовала в деревне Тростино. Священником был Феодосий Герасимович Савинин, окончивший духовную семинарию. После установления советской власти в помещении церкви располагался сельский клуб до 1986 года.
Предтеченская церковь (Церковь Иоанна Предтечи) была возведена в деревне Забелышин в 1843 году. В это время в культовом зодчестве нашли своё отражение принципы классицизма.
Внутри храм был изящно убран иконами белорусского письма. Убранство было устроено в строго каноническом стиле. Алтарь имел прямоугольную форму (вместо восьмиугольного, который в то время был более распространенным). Иконостас был трёхъярусный. Западная сторона храма имела хоры для певцов (балкон). Места для певцов назывались клиросы. Этот балкон был отделан точеными балясинами.
Иконы были написаны в строго каноническом стиле. Служили в церкви священнослужители из династии Рогозинских. Последним священнослужителем был отец Афанасий Рогозинский.
При храме работала церковно-приходская школа. Она имела четыре класса. Школа содержалась сугубо на средства церкви и имела большое значение в развитии просвещения.
Ежегодно, в честь рождества Иоанна Крестителя 7 июля, проводилась большая ярмарка.
Считается, что Забелышинский храм был разгромлен первый раз в 20-е годы на волне антирелигиозной пропаганды. Тогда свергли с куполов кресты. В 1924 году изъяли из церкви ценности: иконы, серебряную утварь и огромную серебряную крестильную купель.
Затем в алтаре располагался и работал сельский Совет. В центральной части был клуб. Когда построили новое здание клуба, храм использовался как склад, затем пустовал, и в 80-е годы был полностью разобран, и материалы были использованы для других построек.
Таким образом, приведённые выше сведения позволяют сделать вывод о том, что в середине XIX века в архитектуре восточной части Беларуси имело место взаимодействие традиций русского зодчества с особенностями, вызванными сильным влиянием католицизма.
Из воспоминаний архимандрита Кирилла
Церковь в деревне Забелышин была построена в конце XVII- начале XVIII веков в честь рождества Иоанна Крестителя 7 июля.
Это было типичное для того времени здание белорусского зодчества.
Такие же церкви были в Ельне, Берёзках, Чернявке и их называли "Четыре сестры".
Церковь была построена местными умельцами на деньги государственной казны и небольшие пожертвования местных жителей.
Большой вклад в строительство внёс местный помещик. В то время было засилье Унии, поэтому церковное хозяйство было небогатым.
Церковь построена крестообразной формы, снаружи ошалёвана и покрашена в тёмно-жёлтый цвет. Строили храм из тесаного леса. Купола были шлемообразные, железные, покрашены в зелёный цвет.
Колокольня была двухъярусной: шлемообразная крыша плюс шпиль. Колокола были отлиты знаменитыми русскими мастерами колокольных дел братьями Самгиными. В церковь их приобрело и доставило государство.
Главные ворота церкви выходили на запад, чтобы, когда входишь в церковь, алтарь и иконостас находились строго на востоке. Были ещё дополнительные выходы на юг и на север. Возле всех входов было крыльцо. Которое на центральном входе – основательное и широкое, к боковым входам примыкали крылечки поменьше.
Окна в храме располагались двумя ярусами: в нижнем ярусе были окна вытянутой, прямоугольной формы, довольно высокие и не очень широкие, в верхнем ярусе были небольшие квадратные окошки.
Внутри храм был изящно убран иконами белорусского письма. Убранство было устроено в строго каноническом стиле. Алтарь имел прямоугольную форму (вместо восьмиугольного, который в то время был более распространенным). Иконостас был трехъярусный. Западная сторона храма имела хоры для певцов (балкон). Места для певцов назывались клиросы. Этот балкон был отделан точеными балясинами.
Такое устройство хоров было более приемлемо для католических костёлов, но видно в виде взаимодействия религий некоторые храмы православья Беларуси переняли этот архитектурный приём.
Иконы были написаны в строго каноническом стиле. Служили в нашей церкви священнослужители из династии Рогозинских. По неточным данным последним священнослужителем был отец Дмитрий Рогозинский.
При храме работала церковно-приходская школа. Она имела четыре класса. Школа содержалась сугубо на средства церкви и имела большое значение в развитии просвещения в нашей местности.
Ежегодно, в честь рождества Иоанна Крестителя, 7 июля, проводилась большая ярмарка.
Считается, что Забелышинский храм был разгромлен первый раз в 20-е годы на волне антирелигиозной пропаганды. Тогда свергли с куполов кресты. В 1924 году изъяли из церкви ценности: иконы, серебряную утварь и огромную серебряную крестильную купель.
Затем в алтаре располагался и работал сельский Совет. В центральной части был клуб. Когда построили новое здание клуба, храм использовался как склад, затем пустовал, и в 80-е годы под началом директора Забелышинской СШ был полностью разобран, и материалы были использованы для других построек.
Икона Божией Матери хранится в агрогородке Забелышин Хотимского района. Ее нашли в руинах старой разрушенной церкви, и теперь икона принадлежит местному школьному музею. Забелышинские школьники собирают в него предметы, которые рассказывают о жизни их предков.