Это произведение стало одним из открытий ХХ Минской книжной выставки–ярмарки в 2013 году. Хотя автор творил в конце XIX — начале ХХ века, его тексты пришли к нам только теперь.
Издатели (не без участия литературоведов) окрестили роман Якуба Брайцева «Среди болот и лесов» первым белорусским романом, что вызвало бурю негодований в среде литераторов, но, безусловно, привлекло внимание читателей. Реакция и тех, и других понятна: имя Якуба Брайцева и тем более его творчество оставались неизвестными много лет...
Якуб Брайцев, наш земляк, автор первого белорусского романа «Среди лесов и болот», написанного в 1916 году, имел биографию, тоже достойную любого романа.
Над своим уникальным романом «Среди болот и лесов» Якуб Брайцев начал трудиться приблизительно в 1906 году. Произведение было основано на реальных событиях, которые происходили на территории Хотимского уезда Могилевской губернии.
Александр Савицкий — главный герой этого произведения — реальное историческое лицо, предводитель движения, который ведет за собой многих людей. Аналогично английскому Робин Гуду обирал богачей, чтобы помогать беднякам. На протяжении нескольких лет грабил представителей высшего сословия Российской империи, скрываясь в лесах Могилевщины. Он был человеком удивительного склада характера, яркой, сильной личностью. Есть страстная и несчастная любовь революционера и благородной девицы, смелые похождения с переодеванием и стрельбой, и вся дореволюционная эпоха — с погромами и жандармами, молодыми социалистами и тяжелой мужицкой долей. Понятно, почему читателя привлекает история его жизни, любви, авантюр, смерти. Роман захватывает интригой.
Безусловной ценностью романа являются описания исторических событий, включение заметок из губернских газет, полицейских отчетов, что позволяет по-новому взглянуть на происходящее на нашей территории в начале XX века. А чего стоят приведенные в произведении белорусские обряды, народные песни! Как талантливы лирические отступления в романе: описания белорусских местечек, лесов, полей!
Якуб Брайцев писал на русском, но действие происходит в наших реалиях. И очень жаль, что книга не увидела свет раньше, ведь романтический герой Александр Савицкий очень оживил бы наше понимание белорусской истории.
Роман «Среди болот и лесов» писатель завершил в 1916 году, но он так и не был издан.
Мечта писателя осуществилась только в 2013 году.
Повесть «Дудолева лоза» - это юношеские воспоминания Якуба Брайцева, его неизгладимые впечатления от услышанной страшной трагедии, случившейся в селе много лет назад. Это печальная история о любви красавицы Марины и дудоля (виртуозного игреца на дудке) Григория. И о том, как вмешался в их любовь безжалостный пан, растоптав девичью честь Марины и доведя Григория до самоубийства.
Когда-то эта история поразила сердце деревенского мальчика, но до сих пор трогает до глубины души, заставляет переживать вместе с её героями.
Повесть «Невдашечка Анюта» вышла из-под пера Якуба Брайцева в 1887 году. В ней разворачиваются три истории невероятной любви в провинциальном белорусском городе в конце XIX века. Герои сгорают в страсти и страдают, восторгаются и негодуют, преданно дружат и нечаянно предают. Непростые отношения старшего и младшего поколений, проблема выбора между чувством и долгом, между поэзией и прозой, когда романтические мечты разбиваются о суровый быт.
Повесть Якуба Брайцева «Невдашечка Анюта» получила сценическую жизнь в Новом драматическом театре.
Жанр спектакля “Рождество” обозначен как “городской романс”. Поставил его главный режиссер театра Сергей Куликовский. Инсценировку написал Игорь Сонин — под этим псевдонимом обнаружим популярного актера труппы Игоря Подливальчева. Это не первая работа Сонина-Подливальчева в качестве драматурга. Дебютировал он пьесой “...И слышатся лишь звуки полонеза”, написанной по мотивам двух произведений “Медвежья свадьба” Анатолия Луначарского и “Медведь” Проспера Мериме.
— Этим спектаклем мы хотели показать зрителям, что в Беларуси в XIX веке существовала своя талантливая городская эпистолярная проза, такая же интересная и глубокая, как, скажем, произведения Александра Куприна, — поясняет концепцию режиссер Сергей Куликовский. — Жаль, что целый пласт подобной литературы не представлен в наших театрах. Мы, как мне кажется, восполняем этот пробел. Произведение Брайцева, имя которого сегодня подзабыто, наполнено внутренней поэзией, большой внутренней культурой, живыми характерами. В этом отношении оно ничуть не уступает известным произведениям русской литературы. К сожалению, мы забываем о своих авторах и их творчестве, а ведь у нас их достаточно. И все они ждут своего внимательного прочтения и сценического воплощения.
Сюжет “Рождества” прост: разворачивается история первой любви, которая под гнетом обстоятельств заканчивается трагедией. Молодые актеры Эрик Абрамович, Артем Пинчук, Екатерина Королева, Вадим Гайдуковский играют ее с таким жаром, что на ум приходят сравнения с постановками Сергея Женовача или Петра Фоменко по классическим произведениям “Мальчики” или “Волки и овцы”. В актерском исполнении есть живая эмоция, искреннее желание интерпретировать классический материал просто, ясно и доходчиво, что не отменяет всю сложную гамму чувств, которую переживают герои. Актеры Наталья Капитонова, Валерий Глазков и Людмила Баталова проводят другую важную линию спектакля — тему отцов и детей, обеспокоенности родителей за завтрашний день отпрысков. Но всегда ли стоит руководствоваться в выборе целей только рациональными решениями? Вопрос остается открытым. Яркую комедийную составляющую обнаружим вдруг в образе незадачливого, но, как водится, богатого жениха Осипа Патковского в исполнении Александра Гусева. Обрамляет актерскую игру изысканная работа художника-постановщика Марины Шусты и балетмейстера Марины Барановой. В общем, “Рождество” — достойный результат слаженной командной работы.
Одно из главных произведений Якуба Брайцева – «Богачи. Повесть из белорусской простонародной жизни». В нём очень ярко представлена правдивая картина жизни обычной деревни после отмены крепостного права. В центре повести – судьба родных братьев Кузьмы и Степана, сложные отношения между ними. Это история жизни, любви и ненависти. Она вроде бы обычная для того времени, но заставляет переживать, так как для всех её персонажей заканчивается очень трагически.